сеНовости

Вы здесь

Когда карандаш стал боевым: первые плакаты Великой Отечественной

Ирина Великанова, генеральный директор Музея современной истории России, специально для МИА "Россия сегодня"

9 мая мы отмечаем 71-ую годовщину Победы, а в июне исполнится 75 лет со дня начала Великой Отечественной войны.

Мы вновь вспомним тяжелейшие сражения на границе, героическую оборону Москвы, подвиг защитников и жителей блокадного Ленинграда. Многое будет написано о партизанском движении в немецком тылу, о чудовищных преступлениях нацистов на оккупированных территориях, о фактах коллаборационизма, о масштабной эвакуации промышленных предприятий в восточные регионы страны.

Сегодня мне хотелось бы поделиться на первый взгляд не слишком заметной на фоне этих больших событий, историей. Речь пойдет об агитационных плакатах, созданных в первые дни войны. К некоторым из них наш музей (тогда — Государственный музей Революции СССР) имел непосредственное отношение.

Первые плакаты

Итак, 22 июня 1941 года, Москва, улица Горького, 12 часов 15 минут. Сотрудники музея, затаив дыхание, слушают обращение народного комиссара, министра иностранных дел Вячеслава Михайловича Молотова к "гражданам и гражданкам Советского Союза".

Вот воспоминания художника Николая Ипполитовича Обрыньбы. Будучи студентом Московского художественного института, он проходил практику в Музее Революции. 

"22 июня было для меня самым контрастным днем и самым памятным. Стал звонить ребятам, решили идти в Музей Революции, чтобы включиться в работу фронта. В музее нам сразу дали задание: создать плакаты на темы "Все на фронт", "Ты записался в добровольцы?" Николай Обрыньба вскоре ушел на фронт, попал в плен, бежал, воевал в партизанском отряде.

Уже 24 июня на стенах домов и в призывных пунктах появился плакат знаменитых Кукрыниксов (творческий псевдоним художников М.Куприянова, П.Крылова, Н.Соколова) "Беспощадно разгромим и уничтожим врага". Символы и образы этого рисунка были понятны всем советским людям: это и воин-богатырь, и Гитлер, изображение которого прямо отсылает к образам нечистой силы в русской иконописи, и сброшенная "маска мира", хорошо известная по знаменитому плакату В.Н. Дени "Антанта под маской мира" времен Гражданской войны.

А 3 июля 1941 года на плакате художника Ираклия Тоидзе "Родина-мать зовет!" появился мощный художественный образ русской женщины с текстом воинской присяги в руках. До сих пор он остается для нас главным плакатом Великой Отечественной.

Оперативные карикатуры

27 июня 1941 года москвичи, проходившие по Кузнецкому мосту мимо здания ТАСС, увидели на его стене двухметровые листы бумаги со смешными и едкими карикатурами на агрессоров. Старожилы сразу вспомнили об "Окнах РОСТА", выходивших с 1919 по 1922 год. И недаром — ведь одним из инициаторов издания "Окон ТАСС" был Михаил Черемных, создававший когда-то вместе с Владимиром Маяковским и первые "Окна РОСТА". Новые плакаты отличались малым тиражом (20-30 экземпляров, отпечатанных по трафарету) и оперативностью изготовления. Их развешивали в витринах магазинов, на вокзалах, в фойе кинотеатров, и, что особенно важно, отправляли на фронт.

В редакциях "Окон" дежурные художники и поэты, среди которых были Кукрыниксы, Борис Ефимов, Петр Шухмин, Петр Соколов-Скаля, ждали свежих сводок с фронтов или иногда заданий руководства. Дальше и в течение 3-4 часов они подготавливали к выпуску свежий тираж.

В те дни политическую и художественную пропаганду публиковали в основном московское и ленинградское отделения издательства "Изобразительное искусство". Различные наркоматы издавали свои, ведомственные плакаты, а в фронтовом Ленинграде возродилось объединение художников "Боевой карандаш", созданное еще во время советско-финской войны 1940 года. Кстати, именно из плакатов той войны перешел в плакат Великой Отечественной неунывающий герой Александра Твардовского Василий Теркин.

Как и в кинематографе, в советском плакате этих лет были реабилитированы образы героев былых времен: Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова. 7 ноября 1941 года, во время легендарного парада перед уходящими на фронт войсками, Сталин произнес знаменитые слова: "Пусть вдохновляют вас в этой войне образы наших великих предков…"

Плакаты и вера в Победу

Основные темы художественных пропагандистских изданий первых дней войны — мобилизация на фронт, запись добровольцев, замена на производстве и в сельском хозяйстве ушедших воевать мужчин. После публикации первых материалов о зверствах фашистов на оккупированных территориях в плакатах появилась трагическая нота: тема массовой гибели советских людей, женщин и детей.

Плакаты первых дней войны художники создавали на основе богатых традиций советского агитационного искусства, народной лубочной картинки. Эти работы во многом определяли задачи на пути к великой цели — победе. Плакаты помогали воевать и трудиться в тылу, выживать в нечеловеческих условиях, бороться, ждать и, несмотря ни на что, верить в победу.

В ближайших номерах нашего журнала "Живая история" вы сможете найти подробный материал о плакатах начального периода

Великой Отечественной, а также статьи, посвященные другим коллекциям из фондов Музея современной истории России. Мы расскажем об уникальных знаменах антифашистского движения в оккупированной Европе; о карикатурах знаменитого художника Бориса Ефимова, внесенного Гитлером в список своих личных врагов.